Профилактика
25.01.2021
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд
особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального
поведения у детей, например, высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем
возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, дети могут совершать и
суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью
ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с
14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора такого способа решения проблем,
является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано
представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок
воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие,
наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное
представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости
суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация
кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом
возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем
не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко.
Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр,
отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни
Выделяют 4 причины:
-изоляция. (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не
интересуется);
-беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать
свою жизнь, все зависит не от тебя),
-безнадежность (когда будущее не предвещает ничего
хорошего);
-чувство собственной незначимости (уязвленное чувство
собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд
за себя).
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная
конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в
форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия
и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких,
развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые
факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.
Поведение, которое может указывать о суицидальных
намерениях:
-недостаток сна или повышенная сонливость;
-нарушение аппетита;
-признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
-усиление чувства тревоги, печальное настроение;
-признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной
детям энергии;
-неряшливый внешний вид;
-усиление жалоб на физическое недомогание;
-склонность к быстрой перемене настроения;
отдаление от семьи и друзей;
-излишний риск в поступках;
-выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, -
разговоры о собственных похоронах;
-открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не
могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я
не нужен".
Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное
поведение ребенка в ответе взрослые.
При проведении беседы с подростком, размышляющем о
самоубийстве, рекомендуется:
внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто
страдают от одиночества и невозможности излить душу;
правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво
расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые,
даже самые шокирующие высказывания;
не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна,
что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же
проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и
бесполезным;
постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений
подростка о собственной смерти;
не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть
временный характер проблемы;
стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть
реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже
имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали,
например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает
проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным
обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои
проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она)
о самоубийстве.